Точечную застройку в Москве объявят вне закона


        Право на непубличное решение о строительстве останется только у столичных чиновников
        Правительство Москвы вчера обсудило проект Градостроительного кодекса столицы. Его авторы собрали вместе нормы более десятка действующих городских законов. Среди основных заявленных целей - в рамках федерального законодательства учесть особенности Москвы. Как выяснилось, столичная специфика заключается в максимальном расширении полномочий чиновников.

        Мэр Юрий Лужков отправил документ на доработку, дав на нее полтора месяца. Однако системных претензий к проекту мэр не предъявил: ему не понравилось лишь обилие новых терминов, не совсем четко обозначенная процедура проведения публичных слушаний при разработке градостроительных планов и т. п. Из существенных замечаний можно выделить одно. «Должно быть точно прописано, что такое точечное строительство, - заявил Лужков. - Точечного строительства не должно быть в Москве».

        «Решение о запрете точечной застройки назрело, потому что город становится все более независимым от инвесторов, - считает глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительной политике Михаил Москвин-Тарханов. - Если раньше при реконструкции ветхого здания разработка граддокументации велась только по этому зданию, то теперь нужно будет разрабатывать план всего квартала. В нем будет видно, какое влияние стройка окажет на соседние дома, будут проведены публичные слушания, можно будет зафиксировать ограничения для инвестора».

        Публичные слушания - это хорошо, но, позаботившись о недовольных точечным строительством горожанах, столичные чиновники не забыли и о себе. Они оставили за собой право разрабатывать территориальные и отраслевые схемы планирования. В федеральном Градостроительном кодексе таких терминов нет: все планирование территорий должно идти в рамках генплана, который утверждают законодатели, в данном случае - Мосгордума. Получается, что неоднозначные решения о строительстве, например, торгово-развлекательных центров могут по-прежнему приниматься чиновниками за закрытыми дверями. «Территориальные схемы - инструмент реализации генплана, а не вносимые в него изменения, - утверждает Москвин-Тарханов. - Если Генплан - широкая задача по развитию города, то территориальные схемы - узкие задачи, которыми должно заниматься правительство Москвы. Попытки передать законодательной власти полномочия исполнительной неконституционны и приводят к нелепым последствиям».

        Однако версия о сохранении чиновниками лазейки для неоднозначных строек подтверждается и другими отличиями столичного Градостроительного кодекса от федерального. Например, Градостроительный кодекс РФ нормирует процедуру развития уже застроенных территорий, но речь в нем идет только о подлежащей сносу многоквартирной жилой застройке и только в целях нового жилищного строительства. Москва идет дальше. Согласно законопроекту, возможна также реорганизация производственных и иных территорий с целью не только жилищного, но и промышленного, общественного строительства. И даже - ради «развития комплекса озелененных территорий» и «регенерации исторической среды». То есть любой дом могут снести для устройства, например, сквера или фонтана. Причем проводить такую реорганизацию предполагается не только на основании предусмотренного федеральным законодательством договора с инвестором, но и на основании городской целевой программы, которую опять же разрабатывают в мэрии.

        03.07.2007 / МАТВЕЙ МАСАЛЬЦЕВ
        Материал опубликован в "Газете" №119 от 04.07.2007г.
        http://www.gzt.ru/society/2007/07/03/220014.html